О фонде

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

Когда родители впервые слышат диагноз, связанный с челюстно-лицевой патологией, одно из первых беспокойств – сможет ли ребенок говорить так же, как его сверстники. Это тревожный и важный вопрос, ведь речь – не только способ общения, но и основа для социализации, обучения, формирования уверенности в себе.

Сегодня мы поговорим с опытным логопедом, Анной Юрьевной Савельевой, о том, как правильно поддерживать развитие речи у ребенка с особенностями, когда начинать занятия и почему помощь специалиста важна не только для постановки звуков, но и для будущего в целом. Если вы родитель, ищущий ответы и опору – этот разговор для вас!

– Анна Юрьевна, расскажите пожалуйста, с какими особенностями речевого развития чаще всего сталкиваются дети с челюстно-лицевыми патологиями?

– Дети с челюстно-лицевой патологией, при отсутствии сочетанных патологий, чаще всего сталкиваются с такими речевыми нарушениями, как ринолалия и ринофония. Но чаще всего, вместе, например, с ринолалией, еще наблюдается дизартрия разной степени выраженности.

Во-первых, у наших детей язык от рождения оттянут назад, приподнят кверху корнем языка. Так как ребенок приспосабливается жить с расщелиной неба и пытается язычком ее прикрыть, то и формируется такое патологическое положение языка. Кончик языка остается не задействован, он истончается. Поэтому звуки формируются неправильно: заменяются на заднеязычные или просто гортанные. Также у наших детей нарушено физиологическое дыхание, что, в свою очередь, приводит к нарушению речевого дыхания. Это вторая проблема.

– Что именно могут делать родители с первых дней жизни, чтобы поддержать речевое развитие ребенка? Какие бытовые привычки или игры могут стать поддержкой для развития речи?

– Родители могут всесторонне развивать ребенка: больше петь ему песен, чаще и медленнее разговаривать, заниматься, как с обычным ребенком. А когда малыш сможет самостоятельно повторять слова за близкими, и будет проведена операция по закрытию неба, то можно подключить уже специальные упражнения на дыхание и язычок. Но это только после восстановительного периода.

А до этого просто развивать малыша и следить, чтобы не было проблем со слухом, ведь это одна из причин позднего становления речи. Главное, чтобы у ребенка был накопленный глагольный словарь, хотя бы пассивный (то есть ребенок понимает и знает значение слова, но пока сам его не говорит).

– Есть ли «вредные» или неэффективные действия, которых стоит избегать?

– Ну, они есть всегда и везде. Во-первых, очень прошу не делать логопедический массаж (массаж мимической мускулатуры), если вы не были у специалиста и вам его не порекомендовали. Это может только навредить!

Нежелательно надувать щеки. Не надо учить ребенка дышать «как собачка», это очень мешает нам в дальнейшем при постановке дыхания. Мы учим детей медленно и долго вдыхать носом, а потом плавно выдыхать через рот. А когда у ребенка уже сформировано родителями или специалистами неправильное дыхание, то приходится делать двойную работу – отучать и переучивать правильно.

И, конечно (до операции особенно) не надо лезть и упорствовать в занятиях с ребенком. Если Вы обратитесь к логопеду в 2–2,5 года и предоставите ему хотя бы запись бытового общения ребенка, то уже многое можно будет сказать. Хотя бывают случаи, когда мы советуем обращаться в 3–3,5 года, чтобы ребенок немного «дозрел».

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

– Насколько важно окружение (семья, детский сад, специалисты) в формировании правильной речи у ребенка?

– О, это самое важное! Речь ребенка развивается по подражанию. Глядя на взрослого, слыша его речь, замечая его артикуляцию при произношении, ребенок пытается это повторить. А если у взрослых самих есть определенные проблемы с речью, то ребенок очень быстро их переймет.

Второе по важности – это найти хорошего специалиста, который владеет методикой работы с данной речевой патологией и, желательно, имеет опыт работы с нашими детьми. Также можно присмотреться к специалистам, которые хотят овладеть этой методикой и набираются опыта. Они стараются изо всех сил, чтобы все получилось, но желательно, чтобы рядом с таким начинающим специалистом был опытный наставник. И важно, чтобы ребенок имел хороший контакт с логопедом, доверял ему и не боялся идти на занятие.

На счет детского сада задача другая: тут важно, чтобы ребенок был в спокойном психоэмоциональном состоянии, ему нравилось посещать сад, чтобы это учреждение не вызывало негатива и малыш не кричал каждый раз, когда вы его туда ведете, не цеплялся за забор и двери. Тогда можно к коррекции подключать детский сад, если там имеется логопед, и он готов идти на уступки и работать по вашим правилам.

Главное, чтобы в саду никто не исправлял ребенка, как им хочется. Если и исправлять звукопроизношение, то по правилам логопеда. Если не хотят – пусть занимаются общим развитием, не надо портить речь ребенка и лезть в ее коррекцию. Это очень усложняет работу логопеда.

– С какого возраста желательно начинать работу с логопедом при наличии челюстно-лицевой патологии?

– С 2,5–3 лет. Но желательно показаться логопеду, хотя бы в 2–2,5 года для того, чтобы специалист оценил развитие малыша и дал вам домашнее задание. А когда малыш подрастет и будет способен поработать хотя бы 30 минут, то можно начинать работу со специалистом.

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

– Как проходит первичная консультация у логопеда? Что она позволяет выявить?

– Первично нам нужно оценить развитие малыша, но это не только речевое развитие, а еще и моторное (физическое) и интеллектуальное. Если имеются проблемы, то и речь тоже будет страдать. Смотрим на состояние малыша после операции: не тянет ли шов, нет ли расхождений шва на небе, не ограничена ли подвижность губ, как работает язык, мимика. Ну и, конечно же, главное – мягкое небо: насколько оно подвижно. Оцениваем подвижность небно-глоточного кольца, насколько это возможно в раннем возрасте – не все дети открывают рот, тем более не все разрешают залезть в рот палочкой.

Первичная консультация позволяет прояснить дальнейшую тактику коррекции: понадобится ли дальнейшее хирургическое вмешательство по устранению небно-глоточной недостаточности, имеется ли задержка речи и еще другие трудности, с которыми нужно справиться до школы.

– Что делать, если в регионе нет логопеда, работающего с такими детьми?

– Это основная проблема уже многие годы. Очень много детей если и попадает к хорошим специалистам, то очень поздно, когда уже гораздо сложнее и дольше приходится работать. Я бы рекомендовала родителям искать специалистов в других городах и общаться с ними хотя бы онлайн, если готовы сами отрабатывать домашнее задание, данное логопедом. Сначала родитель должен сам это все попробовать, прочувствовать на себе, а потом только объяснять ребенку, что, как и куда.

– Какие положительные изменения можно ожидать при регулярной работе с логопедом?

– Для начала улучшится речь. Чуда не ждите, сразу чисто ребенок не заговорит, но определенные звуки будут произноситься в речи чище, артикуляция станет четче. Не существует у логопеда волшебной палочки, которая сделает речь идеальной сразу! Родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ОТРАБАТЫВАТЬ ДОМА УПРАЖНЕНИЯ, данные логопедом, тогда результат не заставит себя ждать. Но если логопед будет биться над коррекцией один на один с ребенком, это будет гораздо дольше.

И надо сказать сразу, что это все возможно, если работа мягкого неба позволяет поработать на результат. Бывают случаи, когда мягкое небо очень короткое и малоподвижное, тогда результат от коррекции будет настолько минимален, что толку в этом нет. Сначала решается вопрос с хирургией по устранению небно-глоточной недостаточности, а затем есть смысл работать с логопедом.

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

– Что может произойти, если занятия не проводить или отложить на поздний период?

– У детей до 5 лет процессы восстановления и реабилитации протекают быстрее и легче. С возрастом организм становится более зрелым, процессы замедляются. Плюс ко всему самым благоприятным периодом для логопедического воздействия на организм считается два года после операции по устранению дефекта. С возрастом сложнее работать над собой, но зато это происходит более осознанно. У детей постановка речи больше происходит на автомате.

Я бы сказала, что нет определенного возраста, когда поздно проходить коррекцию. Бывают случаи, когда человек всю сознательную жизнь живет со скрытой расщелиной и думает, что с его организмом что-то не так, но со временем привыкает. А когда у него появляется малыш с похожей проблемой, то он, решая облегчить жизнь собственного ребенка, решает и свои проблемы. Хотя он совсем уже не ребенок и организм уже более изношенный.

Скажем так, нет возрастного предела, если только это не медицинские показания – тяжелая форма ДЦП, гипотонус мышц всего тела, не поддающийся коррекции. Но в любом случае можно улучшить состояние звукопроизношения, особенно, если человек сам этого хочет и сам себя контролирует. Но повторюсь, все зависит от подвижности мягкого неба.

– На что обращать внимание при выборе логопеда?

– О, это сложный вопрос! Есть честные логопеды, которые сразу говорят, что не умеют работать с такими речевыми нарушениями, и это чудесно. Не надо портить речь ребенка, надо делать ее красивой. Есть логопеды, которые «могут попробовать что-то сделать». Я говорю всегда так: ребенок – не подопытный кролик, чтобы что-то на нем пробовать. А вдруг у такого специалиста ничего не получится и он испортит то, что имелось? Вот тут-то и сложно будет потом все исправить.

Если логопед умеет работать с детьми с таким речевым нарушением, как дизартрия, то и с нашими детьми он справится. В основе методики лежит одно и то же. Ну а лучше всего, конечно, найти специалиста, имеющего положительный опыт работы с данной речевой патологией. Конечно, таких специалистов мало, но они известны челюстно-лицевым хирургам и на специальных форумах, где родители делятся информацией.

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

– Как родителям понять, что занятия приносят результат?

– У ребенка будет наблюдаться положительная динамика в речи. Достаточно 10 занятий, чтобы понять, есть прогресс или нет. Ну или достаточно выполнить с ребенком несколько домашних заданий и услышать, получается ли у ребенка звуки произносить четче или нет.

– Что можно делать дома между занятиями?

– Конечно же, выполнять домашнее задание логопеда! Без этого динамика будет минимальна или коррекция будет более длительная. Желательно, чтобы родители видели, как логопед выполняет упражнения с ребенком, или пусть логопед отдельно родителям покажет, что и как. Тогда им будет проще корректировать речь ребенка. По детям сразу видно, занимаются они дома отработкой или нет. Родители же часто стараются вольно или невольно приукрасить ситуацию.

– Есть ли ресурсы (книги, сайты, упражнения), которые вы рекомендуете родителям?

– Можно делать любую артикуляционную гимнастику, а вот все остальное уже должен показать логопед. Есть одна очень старая книга – «Коррекция речи и голоса у детей и подростков» И.И. Ермаковой, она давно не издается, но есть в электронном виде. Я ее очень люблю. Там очень хорошо подобран речевой материал для автоматизации звуков. Но одной книги недостаточно, я дополняю материал индивидуально под каждого ребенка.

Как помочь ребенку говорить: логопед о развитии речи при челюстно-лицевых патологиях

– Что бы вам хотелось сказать родителям, которые только узнали о диагнозе и боятся за речь своего малыша?

– В современном мире все устранимо. Сначала хирургическим путем. Хирурги, конечно, не боги, но иногда творят такие чудеса, что заметит только специалист, что у ребенка «что-то не то». А речь – дело поправимое. Главное – не запускать, особенно, чтобы не было задержки речи. Чтобы не упустить этот период можно записаться ко мне на онлайн-консультацию, на которой я оценю развитие речи ребенка, дам рекомендации, или несколько уроков при необходимости.

Наличие расщелин сейчас обнаруживают уже в процессе беременности, и у родителей есть время подготовиться к рождению ребенка, съездить к челюстно-лицевому хирургу. Он объяснит, как кормить малыша, когда и как происходят операции, к чему готовиться в процессе роста. Будут отиты и снижение слуха или нет, вам может сказать ЛОР-врач, специализирующийся на наших детях. Можете зайти и к логопеду, послушать, что он Вам скажет.

На самом деле все индивидуально. Не все дети с челюстно-лицевой патологией нуждаются в логопеде, особенно в специальном логопеде. Но как мама, могу сказать, что будущим родителям очень важно знать, к чему быть готовыми.

Запись на онлайн-консультацию к Анне Юрьевне:
https://smile.zvezda-m.ru/about/logoped

Текст: Анна Федоровцева